Скоро в школу и вопрос в чем ребенка отправить в храм знаний, стоит не менее остро, чем в чем пойти на корпоратив. С началом учебного года школьники и их родители достали из гардероба ненавистную школьную форму или, напротив, пожалели об ее отмене. Прошел уже не один десяток лет с тех пор, как ношение формы в школах перестало быть обязательным, и теперь каждое учебное заведение решает для себя самостоятельно, в чем ходить ее ученикам.
Форменный произвол
Споры о том, в чем ходить в школу, не утихают практически с того самого момента, как было отменено централизованное ношение школьной формы. Кто-то с ностальгией вспоминает строгие черные фартуки и платья с белыми воротничками, а кто-то тоскует по вольной форме одежды — удобным джинсам и уютным свитерам, которые до сих пор запрещены к ношению во многих учебных заведениях. Поскольку закон об образовании не содержит никаких четких указаний по поводу допустимого в школах дресс-кода, последний целиком и полностью остается на совести так называемых «школьных советов», в состав которых должны входить в равном соотношении учителя, ученики и их родители.
Причем, как утверждают юристы, в данном случае школьный совет является общественной организацией, решения которой распространяются только на тех, кто считается ее членом. Однако на практике чаще всего все обстоит гораздо прозаичнее. Если ваш ребенок одет неподобающим образом, администрация школы может не пустить его на занятия, аргументируя это неподчинением школьным порядкам. На самом деле такие действия нарушают право вашего ребенка на образование, так что вы смело можете подавать жалобу на администрацию школьного учреждения в суд. Правда, если школа является частной, подписывая с ней контракт, вы, тем самым, соглашаетесь со всеми ее правилами и распорядками, какими бы нелепыми они вам ни казались. В том числе и с ношением школьной формы.
Идеология классной жизни
Ученическая форма была распространена в России еще в дореволюционные времена. Тогда гимназисты и гимназистки носили то, что можно считать прообразом школьной формы советских лет: строгие длинные платья с аккуратными воротничками и темные фартуки. Позже она была отменена как морально устаревшая и символизирующая ущемление свободы учащихся. Правда, было этому не только идеологическое, но и сугубо практическое объяснение: обедневшим родителям просто не на что было снаряжать своих отпрысков в школу, поэтому приходилось отправлять их в том, что есть.
Однако в 1920 году идеология снова сделала крутой поворот и ввела некогда упраздненные платья (правда, они, в отличие от длинных гимназических, укоротились до колен) и костюмы. Теперь свободная школьная форма одежды стала считаться признаком буржуазной распущенности и недопустимого своеволия. Понятие школьного дресс-кода жестко регламентировало любую деталь облика учащегося: например, девочкам разрешалось заплетать в косы банты только черного или коричневого цветов, а для праздничных мероприятий допускались белые.
Послабление пришлось на 1960-е годы, когда в моду стали стремительно входить джинсовые вещи. Серые невыразительные костюмы для мальчиков сменились на пиджаки более модного покроя, напоминающие классические модели джинсовых курток и темно-синие брюки из полушерстяной ткани. А уже в начале 80-х годов прошлого столетия была введена специальная форма для старшеклассников — костюмы-тройки, состоящие из пиджака, жилетки и юбки (или брюк). Несмотря на официальную отмену формы, последний вариант в различных вариациях до сих пор берется за основу во многих школах.
Конечно, можно поспорить по поводу того, насколько школьникам удобно и комфортно в довольно консервативной по покрою деловой одежде, однако многие школы считают ее наилучшим вариантом, сочетающим в себе строгость и элегантность одновременно. Подобного мнения придерживаются и западные школы, в частности, учебные заведения Великобритании и Японии, где ношение школьной формы является обязательным стандартом для учащихся средних и старших школ. Правда, при этом форма сделана настолько стильной и качественной, что, например, японские школьницы не расстаются со своим «матросским костюмом» (который здесь называется «сейлор фуку») даже вне школы, предпочитая его повседневной одежде модных молодежных брендов.
А что у нас сегодня со школьной одеждой? Ведь до начала учебного года осталось всего то неделя. Как мы говорили выше, у нас все-таки осталась традиция предлагать в школу одежду более строгую и ближе к классическим моделям. Если для девочки, то строгие юбки, блузки и жакеты. Если для мальчика, то костюмы, брюки с джемперами. Джинсы, мини и яркие модели остаются за дверями школы и наверное это правильно.
Если вы еще не купили для своих школьников ничего, то мы вам можем показать несколько моделей с последней выставки детской одежды. Мы не говорим о форме, а именно об одежде для школьников. Предложений множество и мы сделали небольшую подборку, что вы смогли оценить и выбрать для себя подходящую модель:
– У мальчиков преобладает мнение о свободной школьной одежде, что вновь подтверждает несогласие с введением школьной формы. У девочек преобладает группа, которая хочет носить красивую, удобную одежду, соответствующему молодежному стилю.
– Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.