Креативный класс – рубим сук на котором сидим?

Креативный класс – рубим сук на котором сидим?

Ну, так и кто это – креативный класс? Давайте начнем с базиса, то есть с экономики. По определению, креативный класс – это представители креативной экономики. Креативная экономика – термин, введенный 12 лет назад, который обозначает сектор экономики, основой которой являются виды экономической деятельности, базирующиеся на результатах интеллектуального труда – журналистика и  издательская деятельность, программирование, дизайн и искусство, архитектура и вообще творческая деятельность.

Креативный класс, соответственно – это журналисты, дизайнеры, программисты, художники, писатели – гуманитарии. Основное отличие креативного класса от других людей с высшим образованием – это высокая степень творчества в их деятельности.  Это если мы говорим об уже состоявшихся представителях креативного класса. Студенты – народ вообще творческий и мобильный. Но опять-таки, если мы говорим о креативном студенчестве, то это в первую очередь студенты – гуманитарии.

Раньше в СССР был другой термин для определения креативного класса – творческая интеллигенция. Правда – это не совсем точное определение, так как экономика у нас была одна плановая и социалистическая. Сегодня же при многоукладной экономике и в России можно говорить именно о креативном классе. Креативный класс понятие намного более широкое, чем творческая интеллигенция.

Почему сегодня все заговорили креативном классе? Сначала давайте посмотрим, какой вклад сделали представители креативного класса в новейшей истории.

Помните, про художников и дизайнеров – типичные представители творческого, креативного сословия. Был один художник, который изменил этот мир – австрийский художник Адольф Гитлер. Кстати, как и современные представители креативного класса, рисовал и продавал свои картины, работал в области рекламы и писал статьи – типичный представитель.

Россия тоже настрадалась от представителей креативного класса – журналисты (почти что блогеры) Ленин, Троцкий, Джугашвили и другие устроили нам 70 лет прикольной жизни.

Фото: Hannes Söderlund/imagebank.sweden.se

Ну да бог с ними креативщиками прошлого. Вернемся к современности. Что отличает креативный класс сегодня от остального населения. Начнем с положительного – творческий склад ума, стремление ко всему новому, мобильность, быстрая реакция, особенно на все новое, широкий кругозор, умение выражать свои мысли и устно и письменно. Кстати, именно креативный класс сделал популярным блогосферу. Сегодня можно говорить, что появилась новая профессия блогер. Что такое популярный блогер —  по сути, это настоящее СМИ в одном лице с тиражами, которым могут позавидовать некоторые газеты и журналы.

А теперь об отрицательных чертах, присущих креативному классу. Современный креативный класс сильно отличается от творческой интеллигенции прошлого века. Но есть и общие черты – высокая степень неприятия власти вообще. В среде креативного класса начиная с 19 века очень велики анархистские и деструктивные настроения. Власть не принимается любая, просто потому, что она власть – институт насилия. Креативный класс не признает вообще никакого насилия над творческой личностью, никаких ограничений творческой свободы. Творческая личность имеет право на все – на пошлость, на глумление над чужими идеалами и символами – это же творчество.  Несмотря на свой широкий кругозор, креативный класс абсолютно не готов к критике самих себя. Логика, присущая представителем интеллектуалов в спорах, начинает изменять им, как только дело касается их самих и их кумиров. Требуя справедливости и свободы для себя, креативный класс отказывает в праве выбора другим, мотивируя это, своей значимостью, исключительностью. Качество людей – термин, введенный креативным классом. В этом креативный класс солидарен с технократами, для которых люди тоже распределены по сортам. И в то же время креативный класс наивен, особенно его молодая часть, и готов подержать любые силы, лишь бы быть в тренде. Правовой нигилизм свойственен российскому обществу, но проявление его в среде образованных людей, многие из которых имеют юридическое образование  показательно. Основная проблема креативного класса в его нежелании строить совместное будущее. Индивидуалисты по природе, они не борются за свободу, всеобщее равенство и братство – это не их лозунги.

Для них идеал свободы – охлократия. Но выборочная – не для всех. Если хотите, креативный аналог Новгородского веча.

Власть креативной толпы, с которой считаются гламурные лидеры.

Проблема в том, что забывается основная особенность толпы – толпа, даже состоящая из самых умных людей, интеллектуально ниже, чем каждый из ее участников. То есть, объединяясь в толпу, креативный класс перестает быть таковым, становясь подобными тем, кого они считают ниже себя.

Теперь о том, как определить представителя креативного класса визуально. Это непросто. Разнородность присуща ярким индивидуальностям. Творческие личности, на то и творческие, чтобы отличаться друг от друга.

Они могут по-разному одеваться, выглядеть по-разному, слушать разную музыку, но есть одна особенность всех представителей креативного класса – любовь к информационным технологиям и всему, что помогает получать и распространять информацию – смартфоны, планшеты.

То есть, молодой человек с рюкзаком и iPadом или iPhonом  — это типичный пример. Еще одна особенность креативного класса —  свобода в стиле одежды и  любовь к городскому кэжуал стилю. Но и гламура тут тоже хватает.

Фото: Hannes Söderlund/imagebank.sweden.se

 

Главная проблема креативного класса в его неспособности просчитывать последствия своих действий или игнорирование таких последствий. Это ярко проявилось в Египте и Ливии.

Египетская интеллигенция, которую мы видели на площадях Каира, оказалась неспособна заглянуть на полгода вперед и просчитать, что в конечном итоге к власти начнут успешно продвигаться люди, которых поддерживает основная масса населения — исламисты.

Ливия вообще история отдельная – страна развалилась и креативный класс в массовом порядке бежит из страны.

А что у нас? Недаром Юлия Латынина так ратует за избирательный ценз. Самые циничные и умные представители класса отлично понимают, что результате революции в России возможны только два варианта: развал или приход к власти радикальных сил. А учитывая менталитет основной части населения, к власти придут, скорее всего, левые, причем в зависимости от ситуации более радикальные, чем сегодня. И в этом случае, как и в Египте, креативному классу ничего хорошего ждать не придется. Вот и появляются голоса про то, что нужно отобрать у части населения право избирать. Но это понимают единицы. Основная масса, особенно молодежь, так далеко не заглядывает – они живут сегодняшним днем, а сегодня весело, прикольно, драйв.

Related Post

3 Comments on “Креативный класс – рубим сук на котором сидим?

  • · Edit

    Уроды — эти креативщики. Их нужно, как в Корее трудом лечить. Лес например, валить

    Reply
  • Креативный класс — это сегодня как ругательством стало. Но согласитесь, что именно такие вот люди и есть основа государства. Не работяги же создают музыку, пишут картины или защищают наши права.

    Reply
  • · Edit

    А что Вы имеете против креативного класса? Вам что быдлос с Мухосранска ближе?

    Reply

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Your email address will not be published. Required fields are marked *